В Государственном Эрмитаже открывается выставка, приуроченная к 250-летнему юбилею со дня рождения французского архитектора и рисовальщика Тома де Томона. Столь разностороннее представление его деятельности в экспозиционной практике музея имеет место впервые. Выставка включает в себя более ста графических работ мастера, в число которых входят рисунки, чертежи и гравюры. Куратор выставки Валерий Шевченко при создании экспозиции ставил перед собой задачу по развенчиванию распространенного мифа о Тома де Томоне, как «строителе одного ансамбля» - Биржи на стрелке Васильевского острова. Валерий Георгиевич поделился своим представлением об архитекторе: «Это как чистая, свежая нота для петербургской архитектуры – вот в этом его значение, что он в Петербурге стал архитектором. Он сюда приехал, как рисовальщик, он приехал делать карьеру, приехал для устройства собственной судьбы, а здесь стал лучшим архитектором, жизнь заставила. Он сразу попал в поле зрения Павла I, потом Александра I. Он стал придворным архитектором, и та большая ответственность, которую налагали эти колоссальные заказы, заставила его расти. Он много совершенствовался, и здание Биржи – это не единственное творение, есть и другие прекрасные образцы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней», - сказал он.
До недавнего времени в историческом здании располагался Центральный Военно-Морской музей. В августе прошлого года Государственный Эрмитаж выступил с предложением разместить там Музей геральдики, но в итоге инициатива не нашла поддержки у городских властей. Не без досады высказался об этом факте директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Случайно получилось, что в эти дни, когда мы интеллигентно отмечаем праздник Тома де Томона, Правительство России и Министерство экономического развития приняло решение сделать там биржу, исходя из того, что слово «биржа» якобы значит одно и то же и в XVIII , и в XXI веке». А в пример того, как нужно заботиться о великом культурном наследии Михаил Пиотровский привел настоящую эрмитажную выставку.
Помимо здания Биржи на Васильевском Тома де Томону принадлежит авторство в создании мавзолея Павлу Первому в Павловске, Сального буяна на Неве, дома графини А.Г.Лаваль на Английской набережной, старого Одесского оперного театра, триумфальной колонны в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы и других уникальных памятников. Выставка дает возможность познакомиться с общим подходом знаменитого архитектора. «Эрмитажную коллекцию, наряду с художественными достоинствами и исторической ценностью, отличает определенная цельность. Если другие подобные собрания формировались позднее из разрозненных листов, то в Эрмитаже хранится важнейшая часть наследия Томона, принятая Александром I от вдовы архитектора вскоре после его смерти и тогда же переданная в музей», - отмечают организаторы выставки, - «Очень значимую часть работ Томона-рисовальщика представляют ныне принадлежащие Эрмитажу три альбома из разрозненной серии «Souvenir d'Italie», состоявшей из пяти альбомов». Экспозицию дополняют научный каталог коллекции произведений Тома де Томона в Эрмитаже и перевод на русский язык его «Трактата о живописи».
По словам куратора выставки Валерия Шевченко, идея создания выставки родилась с задумки создания каталога всех произведений Тома де Томона, которые находятся в Государственном Эрмитаже, а уже потом в преддверии круглой даты было решено организовать выставку, приуроченную к 250-летнему юбилею со дня рождения Тома де Томона.
Выставка продлится до конца мая.
Фото: Лина Волчёнок
Смотрите также:
Постоянная экспозиция в Государственном Эрмитаже «Древняя Cибирь. Пятый Пазырыкский курган»