В музее-квартире Н.А.Некрасова открылась выставка молодой художницы Полины Куделькиной (ПО) «Код живописи — цвет». Для традиционного музея остро социальный проект стал своеобразным экспериментом, но риск оказался оправдан. Презентация выставки прошла в кругу значительного числа интересующихся мировоззрением современной молодежи и его творческим изложением.
Экспозиция разместилась в двух залах, вместив в себя все разнообразие тематической гаммы творчества художницы. Тема гендерных особенностей решается художницей в рамках взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её произведений живут полной жизнью — ссорятся, мирятся. Каждый из них является неотъемлемым продолжением другого. Деструктивная природа человеческой души широко представлена художницей в работах-назиданиях или работах-предостережениях, заостряющих внимание на проблеме алкоголизма или, к примеру, на патологической любви современной молодежи к своим музыкальным кумирам. Полина Куделькина много читает, интересуется философией, поэтому её живописные работы нередко являются откликом на определённые литературные сюжеты. В её творчестве можно найти отсылки к литературным и поэтическим произведениям М.Булгакова, Х.Кортасара, П.Зюскинда, Д.Д.Моррисона и многих других. Обладая хорошо развитым воображением, Куделькина создаёт и собственные фантасмагории. В работе «Мимоция» земной шар представлен в качестве апельсина, по которому прогуливается полуреальный-полувымышленный человек. Он надел на себя маску мима — бесполого и бесформенного существа, открытого чувственному восприятию. Его лицо разделено на две половинки, уравновешивающие горе и радость. В рамках презентации проекта был реализован специальный перформанс, благодаря которому зрители могли вступить в непосредственный контакт с главным героем картины.
Экзистенциальный поиск места современного человека в мире происходит в творчестве Куделькиной через протест и гипертрофированность негативных проявлений жизни. Абсурд соседствует в её произведениях с апокалиптическим драматизмом; объекты причудливым образом деформируются. При этом вопросы формообразования не являются для художницы самоцелью. Форма для Куделькиной вторична по отношению к идейной направленности художественного произведения и его чувственному восприятию. Плоскостность и аскетизм представленных образов — отличительная черта творчества художницы. Главным выразительным средством Куделькиной является цвет.
В большинстве художественных произведений Куделькиной чувствуется невероятной силы эмоциональный надрыв. Они находятся на грани жизни и смерти. Вместе с тем, это не более чем средство воздействия на современного человека, ритм жизни которого не позволяет ему остановиться и задуматься об истинных ценностях. «Тёмные» образы Куделькиной - необходимая художественная инъекция, за которой таится глубокая вера в торжество справедливости и добра.
Елена Прилашкевич