Некоторые считают, что в искусстве фарфора все загадки уже разгаданы. Яркая представительница Императорского фарфорового завода Инна Олевская это категорически опровергает. Более чем за сорок лет работы на заводе её произведения всегда отличались оригинальностью творческого подхода и особой глубиной философской трактовки. Выставка «Неизвестный фарфор», открывшаяся накануне в петербургской галерее Lazarev Gallery, наглядно демонстрирует все нюансы нескончаемого эксперимента Олевской.
При знакомстве с фарфоровыми объектами Олевской в первую очередь поражает их огромный потенциал к исследованию окружающего мира, находящегося вне времени и пространства. Простое созерцание побуждает зрителя на серьезную внутреннюю работу. «Произведения Олевской не просто вызывают эмоции, а заставляют думать», - отметила на открытии выставки генеральный директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич. По её словам, каждая встреча с новым творением художницы становилась для неё толчком к очередному обращению к книгам, которые помогали докопаться до самой сути реализованных Олевской в фарфоре образов.
На нынешней выставке представлены десять объектов: все они отличаются по духу, по стилистике, по внутреннему содержанию. Экспонаты — драгоценности погружают зрителей в предметный мир, отмеченный изысканной красотой и роскошью. Тема гламура также находит свое выражение в работе «Dolce & Gabbana или нет?», демонстрирующей вниманию публики модные фарфоровые сумочки. В последнем случае художница открыто задается вопросом о важности так называемых лейблов в жизни современного человека. Превратился ли он в обыкновенного потребителя или для него все ещё важнее истинная красота формы? Есть на выставке и отсылки к советскому прошлому в виде фарфорового обрывка газеты «Правда» или пачки сигарет «Беломорканал».
Одной из ключевых на выставке является композиция «Гений и злодейство – две вещи несовместные». «Когда мы попадаем внутрь этой композиции, у нас сразу же возникает вопрос — о чем эта вещь, потому что, говоря нынешним языком, она интерактивна, она нас зовет походить там, поразмыслить», - поясняет куратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений ГРМ Маргарита Костриц, - «Что это за фигуры — Пушкин, Дантес, Моцарт, Сальери? Наверное, это о вечном, а может быть это концепция театра жизни...».
Большое значение в произведениях Олевской приобретают авангардные изыскания начала XX века. По мнению Костриц, творчество художницы во многом представляет собой «движение супрематической формы, только в иной тональности». Кроме того, Олевскую неимоверно занимает игра с самим материалом. Фарфор с подачи художницы совершенно неожиданно превращается в кожу, металл или бумагу. Какая из имитаций является наиболее достоверной, Олевская предлагает решить зрителю.
Елена Прилашкевич
Перегруженность и пафос "Э.Неизвестного"...
Материал предполагает лаконичность и "округлость"...