В галерее «Сарай», расположенной при петербургском Музее Анны Ахматовой, вчера состоялось открытие выставки Юрия Александрова «Переплет». На экспозиции представили рукописные и печатные книги в исполнении мастера.
Юрий Александров давно работает с искусством книги, уделяя особое внимание созданию яркого и необычного переплета. Уникальность его подхода в данном роде деятельности послужила толчком к созданию выставки, экспонаты которой поражают точным попаданием в литературный контекст. Будучи профессиональным книжным художником, Александров понимает, что от качественного переплета во многом зависит первое знакомство с книгой и её дальнейшее восприятие читателем. «Его отличает умение видеть книгу целиком, как объект, быть режиссером нашего действия, так чтобы в руках книга жила, двигалась, раскрывалась навстречу смыслу», - поясняет куратор и идейный руководитель галереи Navicula Artis Глеб Ершов, - «Такой подход можно увидеть и в типографских, тиражных изданиях, и в рукотворных единичных книгах, хотя, как правило, художник связан условиями заказа, наличием материала, возможностями реализации замысла. Сочетание авторских книг-объектов и традиционных кодексов в типографских переплетах на выставке не выглядит чужеродным - и там и там есть нечто общее, а именно – остроумный ход, найденное решение, сразу же считываемое и как техническая находка и как оригинальный образ, позволяющий книге состояться».
В рамках нынешней выставки в галерее «Сарай» демонстрируется богатый арсенал художественных находок Александрова. Книга «GOT MIT KUNST» по стилистике оформления восходит к скрижалям и створкам алтаря. Тут же представлен «Соцреалистический канон», являющий собой пример праздничного издания советского типа, где идеологический образ «Венеры советской» соседствует с золотом и кумачом. Александрову нравится экспериментировать при работе с новым книжным объектом. Нередко текст и книжная иллюстрация становятся неотъемлемым дополнением друг друга. Таковы книжки-игрушки «Человек надел трусы» А.Вознесенского и английский стишок «Вот дом, который построил Джек». Картинки Александрова в данном случае попросту оживают, переходя из плоскости в многомерное пространство. Шуточные издания — не единственная сфера применения талантов художника. Даже во вполне серьезных изданиях суперобложка Александрова заключает в себе возможность трансформации.
«Изящество и точность остроумно найденного решения отличает простые, безыскусные вещи, минималистичные и даже нарочито грубоватые в исполнении», - так характеризует специфический язык Александрова Ершов, - «Образ советской «бедной» - скромной, невидной, казенной книги концептуализируется, переосмысляясь в книжных объектах художника в образ некой архаичной, матричной «пракниги», в тоже время его издательские творения вбирают в себя некоторые черты рукотворности».