Событие. XIX фестиваль "Звезды белых ночей". Художественный руководитель-директор Мариинского театра, художественный руководитель фестиваля "Звезды белых ночей"
Валерий Гергиев:
СОБЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ
«Мне кажется важным, что у нас выступит заслуженный коллектив под управлением Юрия Хатуевича Темирканова, причем впервые в нашем новом зале.
Мне кажется важным, что мой друг и коллега Пааво Ярви привезет «Дольче Камер Филармониа», оркестр, который работает очень много, очень давно и очень успешно. И репертуар не надоел еще никому - симфония Шумана.
Мне кажется важным, что невероятно популярный Рудольф Бухбиндер, играющий больше кого-либо в австро-немецком репертуаре и в австро-немецком регионе, где пользуется огромной любовью публики, выступит там с этим циклом, с которым обошел пол-Европы уже – циклом сонат Бетховена. Надеюсь, это перебросит некоторый мостик от нашего недавнего эксперимента с фестивалем «Лики современного пианизма».
Очень важная краска в этом фестивале – это вторая мировая премьера сочинения Кшиштофа Пендерецкого, написанная в годовщину Шопена. Весь мир отмечал еще в 2010-ом году двухсотлетие со дня рождения Шопена, который остается горячо любимым, великим композитором. Его любят не только в Польше, но и у нас. Пендерецкий - крупнейший композитор. Мы дружим по-человечески, и у нас есть опыт сотрудничества. Эту работу мы уже несколько раз в Польше проводили совместно. А теперь покажем интересное, крупное произведение, со сложными хорами, тремя солистами-вокалистами, и оркестр там тоже достаточно серьезно задействован. Так что не пропускайте эту премьеру.
ПРО САДКО
Я нахожу важным, что город с огромной историей, в том числе с культурной историей – Великий Новгород, (это еще город и Сергея Васильевича Рахманинова) сейчас считает интересным и необходимым вести переговоры с Мариинским театром о показе оперы великого русского композитора Римского-Корсакова об артисте Садко. Мы с большим интересом будем работать над материализацией этой идеи. Разговор мы начинали уже два-три года назад, когда мы начинали выступать в регионах соседних с нами. В наших планах выступления и в Петрозаводске, и в Мурманске, и в Архангельске, Великом Новгороде и в Пскове, даже в Калининграде.
Садко должен звучать не только в Великом Новгороде. Но было бы обидно констатировать, что в Великом Новгороде все до одного забыли, что в этой опере мы просто чувствуем себя гостями Великого Новгорода. В четвертой картине – одна из лучших сцен (мне кажется, у Римского-Корсакова это великолепная опера, там много хорошего), но это потрясающе, где поют один за другим индийский гость, варяжский гость, веденецкий гость, потом Садко. Высота взята, это - ярчайший акт, ярчайший. Его резать мы не будем, я думаю. А что-то там (партию Любавы), немножко сократим.
ПРО АИДУ
Мы общаемся где-то год, и была идея в концертном зале сделать «Аиду», которая сможет быть действом ярким, демократичным. Речь идет о создании спектакля, который может идти достаточно часто. Не буду сравнивать с известной оперой «Волшебная флейта», которая прошла уже около 100 раз. Это и есть признак успеха или неуспеха спектакля, с моей точки зрения, поэтому я не скрываю, что «Аида» будет создаваться именно в расчете на такой мощный прокат и не на один сезон. Режиссер действительно интересный, и он и Клаудиа Шолти – это дочь сэра Джорджа Шолти, которая занимается больше кинематографом, но вот будет ставить оперу, которую любил ее отец. И я надеюсь, эти два названия будут, хоть и по-разному, новинками, которые этот фестиваль предлагает.
БАЛЕТ ЭЛВИНА ЭЙЛИ
В балетном репертуаре – возвращение американской труппы «Элвин Эйли», которая достаточно популярна и в Америке и во всем мире. Очень хочется, чтобы это явление стало заметным, потому что лет шесть или семь назад их появление здесь было уже на финише сезона, в самом конце июля. Я не думаю, что все тогда успели познакомиться с их работами, но это сильная труппа.
Об ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРОГРАММЕ
Мы приняли твердое решение делать спектакль «Собачье сердце». Провели все необходимые переговоры, получили нотный материал, но есть чисто легальные причины, по которым мы не можем пока показывать этот спектакль в Петербурге. Там должны быть очищены все права наследников, и тогда я готов этот спектакль немедленно показывать. Повторяю, мы приняли решение, от решения мы не отказывались, просто это вопрос в сфере деятельности юристов, причем НЕ ТОЛЬКО Мариинского театра и НЕ СТОЛЬКО Мариинского театра. Так что я думаю, мы отложили этот показ.»
Комментарии