Вчера в Мариинском театре была представлена новая версия оперы «Сказки Гофмана», которая прошла под управлением Валерия Гергиева. Над постановкой работали режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин.
Либретто оперы написано по мотивам трех рассказов Гофмана: «Песочный человек», «Рат Креспель» и «Сказка о потерянном изображении». В новой постановке была проведена работа с наиболее полной на сегодняшний день партитурой оперы «Сказки Гофмана», подготовленной к изданию Мишелем Кайе и Жаном-Кристофом Кеком. Как известно, автор этой оперы французский композитор Жак Оффенбах трудился над своим произведением до самой смерти. Однако, так и не успел его закончить, после чего возникло несколько редакций оперы. В данной постановке восстановлен авторский порядок актов, кроме того, музыки больше, чем обычно слышали зрители.
Режиссер постановки Василий Бархатов отметил, что эта история очень ему дорога. «Это очень личная история и очень понятная – история любви Гофмана», - пояснил он, - «У каждого человека, у мужчины, как правило, так и бывает: первая любовь – это бессмысленное, пустое, но очень красивое существо. Вторая – это настоящая любовь, но которая умирает физически или духовно, обязательно так случается. И потом он пытается найти, воссоздать эту любовь там, где ее быть не может по определению – это куртизанка Джульетта, заменяя страстью любовь и обманывая самого себя, окончательно разбивая все». Своего Гофмана Василий Бархатов ставит перед выбором: либо сублимировать жизненные перипетии в творчестве, либо остановиться в своем поиске.
Художник Зиновий Марголин назвал историю «Сказок Гофмана» фантастической. «Здесь такая история, что Гофман любит какую-то девушку, но она вовсе с ним не знакома. Он совершенно одинокий человек, который сидит в квартире и сочиняет себе всю свою жизнь, придумывает, воображает и начинает в нее верить» - говорит он. Рассказывая о постановке в Мариинском театре, Марголин утверждает: «Никаких революций мы не делаем с точки зрения редакции, потому что смыслы, заложенные в этом произведении выше нас всех».
Лина Волчёнок