Интервью. С музеем по жизни. Директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов.
“Я являюсь директором Всероссийского музея им. Пушкина вот уже 24-ый год, почти четверть века. Я начинал свою работу в этой должности, в этом кабинете, когда еще была такая страна как Советский Союз, была советская власть. Только что была отмечена очередная годовщина, очередное событие, связанное с Пушкиным – 150 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина, в 1987 году. Тираж сочинений Пушкина превысил миллион – такого никогда не было и уже не будет больше. На этом пике я пришел работать сюда, в этот музей. И каждое утро, когда я приходил, была гигантская очередь из тех, кто хотел купить билет в наш музей. И где-то часа через два начиналось паломничество в мою приемную, и люди (билеты кончились, попасть невозможно) - каждый стал доказывать, что приехал из Москвы только на один день; другой, первый раз в жизни, может быть - единственный, прилетел с Дальнего Востока, и ему обязательно надо попасть туда, было колоссальное паломничество. И так было до 1991 года, потом резко все оборвалось, потому что все изменилось, и вся страна изменилась, людям нужно было задумываться - как выжить, поэтому тот огромный поток туристов, который у нас был, прекратился. И только спустя примерно 7-8 лет, в канун 200-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина в 1999 году, вот эта пушкинская тропа становилась все более и более тесной, хотя, даже в годы двухсотлетия, поток посетителей не был таким, как до 1991 года, он не возобновился.”
Традиции и инновации
“Мы сейчас приложили немало усилий для популяризации музея, и сейчас у нас есть возможность, компьютер уже давно перестал быть роскошью, а стал, бедствием, потому что наше подрастающее поколение, по-моему, и спит с компьютером и ест с компьютером, никуда без него не может. Мы предлагаем различного рода компьютерные программы, связанные с нашим музеем. Есть и другая форма: театрализованная экскурсия в музее Державина, она называется «В гостях у хозяина дома». Это, действительно, экскурсия, ведут ее по залам музея, но, время от времени, появляется сам хозяин дома - Гаврила Романович Державин – то в халате, то в парадном мундире, и рассказывает о каких-то эпизодах своей жизни. Скажем, в столовой рассказывает об обедах, которые здесь были. Но при этом читаются стихи Державина, например:
Багряна ветчина, зелёны щи с желтком,
Румяно-жёлт пирог, сыр белый, раки красны
Что смоль янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука серая — прекрасны!
Идет такая игра, и это вызывает интерес. Я уже не говорю о традиционных литературных вечерах, салонах, лекциях, которые здесь проходят, или концерты тематические – это само собой разумеется.”
Любимые моменты
“Люблю рассказывать о том, какие богатства мы здесь храним, рассказывать о людях которые здесь жили, будь то Пушкин, Державин, или, скажем, Некрасов, музей которого у нас тоже есть на Литейном, 36. Больше всего люблю в этих рассказах поведать о том, о чем обычно не говорят, или вдруг о какой-то неожиданности, которая связана с нашей научной работой, новой атрибуцией… Но, к великому сожалению, времени, чтобы рассказывать обо всем этом, очень мало, и поэтому я особенно люблю это делать. ”
Мифы и их развенчание
“В 1937 году, в Париже была подготовлена великолепная выставка, посвященная Пушкину, которую создал Серж Лифарь на свои деньги, но там были два экспоната, которые были опубликованы как бесспорно принадлежащие Пушкину. Первый – это рисунок Пушкина, на котором изображены офицер и дворник с метлой. Это рисунок как однозначно пушкинский, везде проходил в каталогах Лифаря. Когда-то, довольно давно уже, в феврале 1994 года, мы вместе с блестящим специалистом по пушкинской иконографии Екатериной Всеволодовной Павловой оказались в Лондоне, и нас пригласили на аукцион посмотреть на очень интересную вещь. Мы пришли, и нам торжественно показали этот самый рисунок. Рисунок этот был продан, приобретен, и владелец попросил сделать экспертизу. Экспертиза была сделана, ее делали в Институте русской литературы в Пушкинском доме совместно с Государственным Эрмитажем, то есть самые авторитетные специалисты на 8-ми страницах написали заключение о том, что это очень интересный рисунок начала 19-го века, точнее 10-е годы, бумага вот такого-то времени, они все просмотрели, просветили… Все было сказано в пользу того, что это очень яркая, интересная, оригинальная работа, но вот авторство Пушкина здесь весьма сомнительно. И сегодня мы не можем с полным правом утверждать, что это рисунок Пушкина, правда он и не похож на остальные пушкинские рисунки – это уже первое, что вызывало сомнения. Еще одна интересная вещь была на этой выставке – это дуэльные пистолеты, из которых, как утверждалось, был сделан выстрел Дантеса, который смертельно ранил А. С. Пушкина на Черной Речке. Но сегодня можно считать доказанным, что эти пистолеты появились на свет не раньше 1838 года, а, следовательно, не являются тем роковым оружием, которое имело отношение к пушкинской дуэли. ”
Сила реликвии
“Нам были переданы эти пистолеты, которые выставлялись в зале, только что отремонтированном, как дуэльные пистолеты, принадлежавшие Дантесу. За неделю примерно, до того как открылась эта выставка, в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Только не реликвия!», смысл статьи заключался в том, что нельзя выставлять оружие в доме человека, который погиб, это - неэтично. Действительно, нам казалось, это так, но, с другой стороны, пистолеты исторические, мемориальные. Мы их выставили, открыли для посетителей, которых было очень много в тот день, но в этот же день в этом зале рухнул потолок, и мы должны были эту выставку закрыть. ”
Музей и потомки Пушкина
“У Пушкина было четверо детей, и двое из них – старшая дочь Мария и сын Григорий не оставили потомства, зато двое других, генерал Александр Александрович Пушкин и сестра его, Мария Александровна, они выполнили эту важную миссию. И 20 лет назад мне впервые пришла в голову идея собрать всех потомков, мы отмечали тогда 180 лет Императорскому Царскосельскому лицею. Мы впервые собрали потомков выпускников Лицея: Пушкиных, Пущиных, Вольковских, Малиновских, и это была первая ласточка – потом мы приглашали еще потомков из нашей страны и из-за рубежа к нам в музей, в Петербург. Затем Москва тоже решила сделать всемирный съезд потомков Пушкина, и в прошлом году съезд состоялся: около 200 человек приняли в этом участие, это действительно люди, состоящие в реальном родстве с Пушкиным. Правда, в соответствии со строгими правилами генеалогии, фамилию Пушкин могут носить строго прямые потомки по мужской линии. Из тех прямых потомков, которые могут быть здесь названы, это только один человек - Александр Пушкин, он живет в Брюсселе, у него, к сожалению, нет детей, человек уже зрелого возраста, ему 65 лет сегодня. Фамилию Пушкин носят еще многие потомки поэта, которые приходятся прямыми потомками Александру Сергеевичу по женской линии. ”
Предметы гордости
"Важным результатом я считаю две вещи: первое - то, что было сделано в отношении Лицея. Мне посчастливилось обнаружить интересные материалы у родственников лицеистов, которые жили в иммиграции, удалось написать много книг на эту тему, сделать фильм о Лицее. Все, что связано с Лицеем, это, конечно, очень важное, это составляет предмет законной гордости. И второе: я очень люблю, где-то с 15-ти лет примерно, влюбился раз и навсегда в замечательного поэта Гаврилу Романовича Державина, и, будучи в последних классах школы, не имея никакого отношения к музеям, гуляя вдоль этого дома на Фонтанке 118, думал, что надо все-таки сделать державинский музей. И сегодня уже прошло 23 года с того первого августа 1988 года (1 августа 1988 года было подписано распоряжение о передачи дома Всероссийскому музею им. А.С. Пушкина), когда я, будучи директором музея Пушкина, получил возможность войти в этот дом, и дом был передан нам. То, что удалось возродить этот дом, удалось создать там музей, это, конечно, очень здорово.”
Самоощущение
Комментарии