Опера «Орфей... Любви и смерти вечный карнавал» в театре «Санки-Петербургъ Опера»
Музыкально-поэтический коллаж. Мелодрама Е.Фомина «Орфей», неаполитанские песни, стихи Я.Княжнина и поэтов серебряного века. Сценарий – Наталья Черникова Концепция, постановка народного артиста России ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВА Дирижер – Валентин БОГДАНОВ Художник – заслуженный художник России Вячеслав ОКУНЕВ Режиссер – Дарья МОДЗАЛЕВСКАЯ Балетмейстер – Давид АВДЫШ Ответственный концертмейстер – Нина ЖУКОВСКАЯ В основу сюжета мелодрамы Я. Княжнина взят греческий миф о фракийском певце Орфее, чудесные звуки лиры которого укрощали диких зверей, заставляли камни сдвигаться с мест. Жена Орфея, прекрасная Эвридика, умерла от укуса змеи. Орфей сошел в ад, растрогал пением Прозерпину, жену Плутона, и она разрешила вывести Эвридику на землю с условием, что Орфей не будет смотреть на тень жены до тех пор, пока они не выйдут на поверхность земли. Орфей, не выдержав упреков Эвридики в холодности, оглянулся, и потерял ее уже навсегда.
Спектакль «Орфей…Любви и смерти вечный карнавал» определен по жанру как музыкально-поэтический коллаж. Обращение к «Орфею» Е. Фомина через эстетику «Серебряного века» не случайно. Как никто другой, поэты «Серебряного века» аппелировали к культурной традиции на самых разных уровнях – от мифа до перевода-интерпретации известного текста. Творчество И. Анненского, В. Иванова, А. Блока, М. Цветаевой, Н. Гумилева часто связано со стилизацией известных сюжетов мировой культуры, а в ряде случаев она определяет эстетические принципы того или иного произведения.
История трагической любви Орфея в спектакле не заканчивается гибелью Эвридики. Герой отправляется искать утешения в страну вечного Карнавала, где черпали вдохновение великие творцы и дарили миру свои бессмертные шедевры. В страну, где само время отступает перед яркими лучами солнца, веселыми красками теплого юга, кьянти, запахом моря и олив – в пленительную, темпераментную Италию…
Комментарии