2 ноября на обновленной сцене Большого театра в Москве состоялась первая премьера. В отреставрированном историческом здании прозвучала опера «Руслан и Людмила», написанная композитором Михаилом Глинкой по одноименной поэме Александра Пушкина.
Для Большого подобный выбор вполне закономерен: опера неразрывно связана с деятельностью театра. Не считая возобновлений, произведение «Руслан и Людмила» ставилось в театре в общей сложности девять раз. Создателем нынешней постановки выступил режиссер и сценограф Дмитрий Черняков, придавший спектаклю особое звучание. «Спектакль как бы «вспоминает» о прежних воплощениях оперы на сцене Большого. Но в основе его — абсолютно достоверная психологически история об испытании любви, верности и силы духа», - отметили в театре перед премьерой, - «Ни один поворот сюжета не станет для зрителя той загадкой, которую можно объяснить только волшебством. Черняков одновременно и погружает эту оперу в пространство мифа о ней, и освобождает от его оков, представляя эту историю на редкость живой и «реальной».
Как сообщает ИТАР-ТАСС, после просмотра спектакля мнение зрителей разделилось. Одни восприняли инновационный подход Чернякова с восторгом и искренне кричали «Браво!»; другие отказались принять современную постановку и выкрикивали «Позор!». По словам председателя Попечительского совета Большого театра и спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкоя, подобная неоднозначность в оценках — нормальная реакция для интересного музыкального проекта. Наиболее готовы к восприятию современной трактовки оказались зарубежные гости, для которых такие эксперименты давно уже стали нормой. В их числе - художественный руководитель балета Парижской оперы Бриджит Лефевр и интендант Мадридской Королевской оперы «Реал» Жерар Мортье. Что перевесит в оценках отечественных экспертов — плюс или минус — станет известно в самое ближайшее время. В ноябре спектакль покажут ещё шесть раз.