twitter подписка RSS


Подписка на новые материалы

подписака на e-mail рассылку Подпишитесь на рассылку



Новости


29.09.11 / 15:44

проект «Венера. Мымра. Джоконда» «Джоконда» и «Венера Милосская» - два ключевых образа классической истории искусства. Являясь примером для подражания в прошлом, сейчас они превратились в рядовой объект массового потребления. Преклонение перед шедеврами сменилось легкой иронией, а подчас грубой и жестокой насмешкой. Художник Владимир Якобчук попытался понять причины подобной девальвации ценности художественного произведения и докопаться до истинного отношения современного общества к древнегреческой скульптуре и работе Леонардо да Винчи. В петербургской галерее Anna Nova Якобчук представил проект «Венера. Мымра. Джоконда».

Идея переосмысления классических образов возникла у Владимира Якобчука ещё десять лет назад. Проходя по одной из городских улиц, он наткнулся на граффити, отличающееся достаточно провокационным содержанием. В настенной записи заявлялось, что «Венера — мымра», а Джоконда — нечто ещё более уничижительное. Якобчук заснял увиденное на фотокамеру, и с тех пор занялся развитием темы. Последующая деятельность стала для него своеобразным протестом, направленным против столь явного неуважения к шедеврам. Сам Якобчук никогда не принижал их важность и значимость. «Для меня это образ идеального», - поясняет художник, - «С годами, с веками этот образ, естественно, меняется, но остается идеальным, даже несмотря на то, что меняются общие приоритеты в жизни».

Новый взгляд на классические образы не всегда носит негативный характер. Апеллирование к художественным высказываниям прошлого стало нормой для современного искусства. Не является исключением и творчество Якобчука. Однако, в отличие от «подзаборной» эстетики он тяготеет к интеллектуальным художественным играм с наследием прошлого. «Эти образы стали абсолютно массовыми, но при этом они потеряли значение высокого искусства», - поясняет куратор проекта Артем Магалашвили, - «Мы их сейчас оттуда поднимаем и снова возвращаем в сферу искусства, но уже совершенно с другой стороны. С констатацией факта, что они уже находятся и слоем ниже и слоем выше, мы можем как бы посередине с ними играть».

Начальная часть экспозиции знакомит с интерпретацией главных образов, реализованной Якобчуком на листах из личного альбома - гладких или небрежно оторванных, что создает эффект тесного диалога с художником. Венера и Джоконда предстают посредством своеобразных буквенных сочетаний. Серийность, тиражированность также подчеркивается наличием цифр в конве экспонируемых произведений. Здесь же рядом документально воспроизведены те самые граффити, положившие начало проекту. Пренебрежительное отношение к культурным ценностям выражает работа с говорящим названием «Aleх was here», представляющая вниманию зрителя испищренную надписями и символами типичную уличную стену.

Время от времени основная направленность проекта прерывается, казалось бы, неуместными вещами. Неожиданно поднятые художником «почтовая» («Послание финскому адресату») и музыкальная («Ритм», «Джаз») темы кажутся случайно затерявшимися в выставочной экспозиции. Однако, их присутствие является продуманным ходом, дополняющим восприятие целого. «Это все сливается. Поскольку в общем происходит из одного пространства. Джаз — это ведь тоже своеобразное граффити», - отмечает Магалашвили, - «Некоторые вещи соединяются сложными приемами, главная линия обрастает обертонами со всех сторон».

Представленные на выставке работы и правда насыщены множеством смыслов и подсмыслов, требующих своей разгадки. Экспериментальность выставке также добавляет обилие технических приемов, умело использованных мастером. Графика, коллаж и даже фюмаж, предполагающий использование копоти свечи — все это становится неотъемлемой частью творческого подхода Якобчука. По мнению художника, каждая техника помогает ему лучше воплотить художественный замысел.

«Учась в Академии художеств, привыкаешь находить скупое изобразительное средство, которое бы передавало впечатление от того, что я увидел», - говорит Якобчук, - «Можно говорить долго, а может быть фраза емкой, простой, маленькой и лаконичной. И она будет в себя вбирать все». Именно такие высказывания пытается создавать художник, несмотря на совмещение различных фактур и техник.

Елена Прилашкевич

проект «Венера. Мымра. Джоконда»



Смотрите также:

Anna Nova Art Gallery представляет выставку Хаима Сокола «Близорукость»




Tweet



Добавить комментарий к
«Художественные игры с классикой в галерее Anna Nova»

Имя

E-mail


angry evil grin laugh sad smile wink 






Рекомендуем посмотреть

Культурная столица

с Иннокентием Ивановым

Илья и Эмилия Кабаковы

«Красный вагон»

Ночь музыки

Анна Нетребко

«Древняя Cибирь. Пятый Пазырыкский курган»

в Эрмитаже

квартет «Растрелли»

Take five