В Государственном Эрмитаже почти одновременно открылись две выставки, раскрывающие особенности «золотого века» южной части Испании и неоклассических мотивов итальянского искусства.
Экспозиция выставки «Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII века» проходит в рамках перекрестного года России-Италии. Она включает в себя 48 картин и 26 скульптур из коллекций российских музеев, в числе которых оказался сам Эрмитаж, Русский музей, а также музеи-заповедники «Павловск» и «Гатчина». Все представленные произведения характеризуют итальянское искусство периода нового интереса к классике. «В 1760-х годах в Риме начался художественный переворот, связанный с развитием неоклассического стиля и охвативший вскоре все европейские страны. Его обусловили, с одной стороны - стремление мастеров к поиску новых форм, и с другой - масштабные открытия в области античной археологии, знакомившие мир с неизвестными ранее произведениями древнего искусства», - поясняют организаторы выставочного проекта, - «Благодаря этому в «вечном городе» сформировался интернациональный круг художников, архитекторов, антикваров и археологов, которых объединял общий взгляд на античность как эталон». Этот подход нашел выражение в искусстве Джованни Паоло Панини и Помпео Батони, Гюбера Робера и Жака Луи Давида, Антонио Кановы и многих других мастеров того времени. На российской земле обширная коллекция их произведений оказалась благодаря деятельности в Италии посланца Екатерины Второй И.И.Шувалова, князя Б.Н. Юсупова и наследника русского престола Павла Петровича, известного в качестве Павла Первого. Они активно скупали произведения искусства и привозили их к себе на родину.
Вторая выставка сосредоточена вокруг искусства Андалусии в XVII веке и представляет собой более двух десятков живописных произведений из музеев Севильи, Гранады, Кордовы и Кадиса. Название выставки приглашает к «Диалогам», которые предполагают серьезную душевную работу. «Это и диалог человека с Богом, раскрывающийся через живописные образы; и диалог, который иногда живет внутри самой картины», - говорят в петербургском музее. В нынешней экспозиции акцент сделан на разнообразие трактовок одних и тех же сюжетов разными мастерами эпохи барокко. Среди поднимаемых в их творчестве тем значатся такие как «Любящая Богоматерь», «Назидательная жизнь - святые, аскеты, мистики», «Видения», «От священного к светскому». Обилие демонстрируемых вариаций позволяет создать целостное представление о живописи Андалусии во время её расцвета.
Обе выставки продлятся до осени.